Качественный анализ кислотной нагрузки рациона питания и его влияние на организм человека
PDF

Ключевые слова

кислотная нагрузка
питание
кислотно-щелочной баланс
самочувствие
активность
настроение

Аннотация

Введение. Влияние рационов питания на кислотно-щелочной баланс (pH) человека в наше время изучено недостаточно. Содержащиеся в пищевых продуктах вещества, попадая в организм, способны оказывать кислотную или щелочную нагрузку, влияя на показатель рН. Цель исследования — выявить зависимость психоэмоционального состояния человека от кислотной нагрузки рациона питания. Материалы и методы. На платформе Google в осенний сезон проведено анкетирование 64 жителей Свердловской области в возрасте от 18 до 52 лет (средний возраст — (23,84±5,20) лет) на предмет наличия в их рационе питания продуктов, влияющих на кислотно-щелочной баланс. Проведено изучение психоэмоционального статуса респондентов с помощью анкеты, позволяющей дать субъективную оценку их самочувствия, активности и настроения (САН) по шкале от 1 до 7 баллов. На основании полученных данных было сформировано 2 группы: 1 — с лабильным настроением (≤4,5 баллов), 2 — с хорошим настроением (>4,5 баллов). После оценки показателя потенциальной почечной кислотной нагрузки (англ. Potential Renal Acid Load, PRAL) респонденты получили рекомендации по коррекции рационов питания с включением продуктов, формирующих отрицательное и нейтральное значение рН. Спустя 14 дней потребления откорректированных рационов анкетирование САН было проведено повторно. Результаты. Исходно среднее значение PRAL у респондентов составило (36,95±9,83) m‑Eqv. В конце исследования среднее значение PRAL соответствовало (1,37±1,20) m‑Eqv. В группе до коррекции рациона питания САН составлял (4,40±0,35) балла, после коррекции (4,60±0,47) балла (p = 0,016). Выводы. Увеличение в рационе продуктов растительного происхождения положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека, что подтверждается показателем САН.

Для цитирования
Качественный анализ кислотной нагрузки рациона питания и его влияние на организм человека / А. А. Бакин, О. А. Карпий, Ю. Н. Нефедова [и др.] // Вестник УГМУ. 2023. № 2. С. 21–27. EDN: https://elibrary.ru/BSGCSN.

PDF

Список источников

Schwalfenberg G. K. The Alkaline Diet: Is There Evidence That an Alkaline pH Diet Benefits Health? // Journal of Environmental and Public Health. 2012. Vol. 2012. P. 7–12. DOI: https://doi.org/10.1155/2012/727630.

Remer T. Influence of Diet on Acid-base Balance//Seminars in Dialysis. 2001. Vol. 13, Iss. 4. P. 221–226. DOI: https://doi.org/10.1046/j.1525-139x.2000.00062.x.

Applegate C., Mueller M., Zuniga K. E. Influence of Dietary Acid Load on Exercise Performance // International Journal of Sport Nutrition and Exercise Metabolism. 2017. Vol. 27, Iss. 3. P. 213–219. DOI: https://doi.org/10.1123/ijsnem.2016-0186.

Кулиненков О. С. Фармакологическая помощь спортсмену : коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат. 2-е изд., испр. М. : Советский спорт, 2007. 239 с.

Remer T., Manz F. Potential Renal Acid Load of Foods and its Influence on Urine pH // Journal of the American Dietetic Association. 1995. Vol. 95, Iss. 7. P. 791–797. DOI: https://doi.org/10.1016/S0002-8223(95)00219-7.

Dietary acid–base load and its association with risk of osteoporotic fractures and low estimated skeletal muscle mass / R. Hayhoe, A. Abdelhamid, R. Luben [et al.] // European Journal of Clinical Nutrition. 2020. Vol. 74, Iss. 1. P. 33–42. DOI: https://doi.org/10.1038/s41430-020-0686-4.

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141–145.

Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения : учебное пособие для практических занятий / под ред. В. З. Кучеренко. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. 192 с.

Гржибовский А. М., Иванов С. В., Горбатова М. А. Сравнение количественных данных двух парных выборок с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS: параметрические и непараметрические критерии // Наука и здравоохранение. 2016. №. 3. С. 5–25. DOI: https://doi.org/10.34689/SH.2016.18.3.001.

Захарова Е. А. Эмоциональное состояние студентов в первый семестр обучения // Международный студенческий научный вестник. 2019. №. 3. С. 60. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19687 (дата обращения: 01.07.2023).

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

© 2023 Бакин А. А., Карпий О. А., Нефедова Ю. Н., Дубенко С. Э., Адриановский В. И.