Уровни усвоения и сохранность знаний по дисциплине «Биохимия» у студентов 2 курса (на примере Уральского государственного медицинского университета)
PDF

Ключевые слова

сохранность знаний
уровни знаний
самооценка
анкетирование

Аннотация

Введение. На всех этапах педагогического процесса необходимы контроль и оценка усвоения учебной информации для успешного развития дальнейшего образования. Уровень выживаемости знаний студентов является актуальным показателем, оценивает их сохранение. Педагогические технологии на 2 курсе предполагают создание уровней усвоения начального первого (выбор из предложенных ответов) и второго (самостоятельное действие). Цель исследования — оценка успешности изучения дисциплины «Биохимия» студентами 2 курса путем определения сохранности (выживаемости) и освоения уровней знания. Материал и методы. В 4 группах студентов 2 курса, обучающихся на одном факультете Уральского государственного медицинского университета (УГМУ), проведены самооценка знаний в отношении изученных тем, анонимное анкетирование для оценки уровней усвоения и электронное тестирование для оценки сохранности знаний спустя 3 месяца после планового тестирования. Результаты. Итоги тестирования показали, что сохранность знаний составила 56–69 % по теме «Углеводы»; по теме «Липиды» — 54–71 %. Студенческие самооценки усвоения первой темы составили (3,10±0,32) балла, второй — (3,65±0,32) балла из 5 возможных. Обсуждение. Высокое значение коэффициента парных корреляций r = 0,74 результатов планового тестирования показывает тесную связь тем «Углеводы» и «Липиды» в усвоении знаний. Отличия результатов первичного тестирования и тестирования выживаемости знаний для обеих тем являются статистически значимыми (р < 0,05), что свидетельствует об одинаковых уровнях сохранения приобретенных знаний. Обработка в совокупности 550 ответов по каждой анкете для выяснения уровней знания студентов выявила, что количество правильных ответов на узнавание почти в 3 раза превышает количество ответов, демонстрирующих второй уровень усвоения. Выводы. У анкетированных студентов сохранность знаний одинаковая по темам углеводы и липиды и составила 55–70 %. Преобладает первый уровень усвоения знаний, который является недостаточным для активного освоения дисциплины биохимия в медицинском университете.

Для цитирования
Даниловцева А. В., Зведенинова У. В., Каминская Л. А. Уровни усвоения и сохранность знаний по дисциплине «Биохимия» у студентов 2 курса (на примере Уральского государственного медицинского университета) // Вестник УГМУ. 2023. № 2. С. 82–92. EDN: https://elibrary.ru/NOGHFK.

PDF

Список источников

Методологические аспекты оценки выживаемости знаний у студентов медицинского вуза / Н. С. Умбеталина, Л. Г. Тургунова, Т. А. Баешева, Е. М. Тургунов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4–3. С. 416–419. URL: https://clck.ru/34qxfr (дата обращения: 11.04.2023).

Цыбулькин А. Г. Отчего так низка выживаемость знаний? // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 103–104. URL: https://clck.ru/34qxhD (дата обращения: 21.04.2023).

Выживаемость знаний у студентов 6 курса по терапии в условиях дистанционного обучения / О. Н. Жданова, О. А. Беркович, Н. П. Ванчакова, И. С. Трусов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022 Т. 21, № 3S. С. 8–16. DOI: https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3229.

Ершиков С. М., Иванова И. В. Мониторинг уровня остаточных знаний студентов медицинского университета // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 139–144. URL: https://clck.ru/34qxjq (дата обращения: 11.04.2023).

Королева Е. Г. Проблема выживаемости знаний, с точки зрения студентов старших курсов МПФ // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2013. № 2. С. 115–116. URL: https://clck.ru/34qxmW (дата обращения: 11.04.2023).

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с. URL: https://clck.ru/336FxX (дата обращения: 11.04.2023).

Ивачев П. В., Мостовая Е. М., Митрофанова К. А. Дидактическое тестирование в медицинском образовании: анализ результатов на кафедре анатомии человека // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 72–80. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13008.

Анализ выживаемости знаний студентов лечебного факультета по дисциплине «Патологическая физиология» / Л. Е. Беляева, С. А. Хитёва, А. Г. Генералова [и др.] // Вестник ВГМУ. 2018. Т. 17, № 5. С. 124–130. DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2018.5.124.

Дондуп О. М., Сурков Н. А., Лазарян Т. П. Особенности формирования клинического мышления у студентов 2 и 3 курсов лечебного и педиатрического факультетов при освоении топографической анатомии и оперативной хирургии // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6–1. URL: https://clck.ru/34qxq2 (дата обращения: 11.04.2023).

Выживаемость знания методики измерения артериального давления среди обучающихся медицинского института в рамках подготовки к первичной аккредитации / А. С. Клименко, А. И. Батретдинова, Ж. Г. Тигай [и др.] // Российский кардиологический журнал. 2021. Т. 26, № 3S. С. 23–29. DOI: https://doi.org/10.15829/1560-4071-2021-4468.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

© 2023 Даниловцева А. В., Зведенинова У. В., Каминская Л. А.