Аннотация
В период студенчества человек достигает пика своих возможностей, что является результатом предыдущего опыта биологического, социального и психологического развития. Формирование устойчивых привычек и моделей поведения, которые являются неотъемлемой частью динамического стереотипа, особенно актуально и важно для студентов, т. к. напрямую влияет на успеваемость, эффективность обучения, личностное развитие и здоровье.
Цель работы — изучить влияние динамического стереотипа на мотивацию студентов к учебе.
Материалы и методы. Участникам исследования предложено решить комплекс заданий, разделенный на 4 блока с учетом повышения их сложности, а также требования большей креативности подхода к их решению. До начала прохождения и после каждого блока респонденты должны были пройти опрос, позволяющий оценить уровень мотивации (к обучению и выполнению заданий) и их активность. Для анализа вовлеченности участников использовалась система оценивания, независящая от правильности ответа.
Результаты. В работе приняли участие 59 респондентов: женщины — 47/59 (79,7 %), мужчины — 12/59 (20,3 %). После выполнения 1-го блока количество участников с мотивацией к решению заданий выросло (37/59 (62,7 %) против 30/59 (62,7 %)); 3-го (направлен на внимательность) — составило 31/59 (52,6 %) человек. После прохождения всех блоков 40/59 (67,7 %) респондентов обладали мотивацией к обучению (71,0 % от изначального числа с указанным видом вовлеченности (n =56)); 16/59 (27,1 %) опрошенных отметили, что уровень мотивации стал меньше.
Выводы. Формирование динамического стереотипа у обучающихся посредством повторения однотипных заданий помогает студентам в процессе обучения и мотивирует их непродолжительное время на выполнение легких заданий, но при этом мгновенно демотивирует при появлении задач, требующих умственных затрат и энергии.
Для цитирования
Байц АА, Богословская ЛВ, Мироненко ВД. Влияние динамического стереотипа на мотивацию студентов к учебе. Вестник УГМУ. 2025;10(2):e00157. DOI: https://doi.org/10.52420/usmumb.10.2.e00157. EDN: https://elibrary.ru/TTACON.
Список источников
Савченко ТВ. Особенности адаптации студентов технического университета в процессе обучения. Омский научный вестник. 2001;(15):140–142. [Savchenko TV. Features of adaptation of technical university students in the learning process. Omsk Scientific Bulletin. 2021;(15):140–142. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/GHRZWT.
Нопин СВ, Корягина ЮВ, Кушнарева ЮВ. Характеристики постурального контроля движений спортсменов различных видов спорта с позиции формирования двигательного динамического стереотипа. Современные вопросы биомедицины. 2022;6(2):370–375. [Nopin SV, Koryagina YV, Kushnareva YV. Characteristics of postural control of movements of athletes of various sports from the perspective of the formation of a motor dynamic stereotype. Modern Issues of Biomedicine. 2022;6(2):370–375. (In Russ.)]. DOI: https://doi.org/10.51871/2588-0500_2022_06_02_47.
Рябцева ОМ. Формирование грамматической составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Известия ЮФУ. Технические науки. 2010;(10):115–118. [Ryabtseva OM. Formation of the grammatical component of foreign language communicative competence. Izvestiya SFedU. Engineering Sciences. 2010;111(10):115–118. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/MWLQRL.
Сафоничева МА, Сафоничева ОГ, Миненко ИА, Коекина ОИ. Неврологические и нейрофизиологические исследования детей с нарушением интеллектуального развития. Вестник новых медицинских технологий. 2011;18(3):238–241. [Safonicheva MA, Safonicheva OG, Minenko IA, Koekina OI. Neurological and neurophysiological studies of children with intellectual development disorders. Journal of New Medical Technologies. 2011;18(3):238–241. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/OHZYTZ.
Агаджанян НА, Власова ИГ, Ермакова НВ, Торшин ВИ. Основы физиологии человека. Т. 2. 4-е изд. Москва: РУДН; 2014. 364 с. [Aghajanyan NA, Vlasova IG, Ermakova NV, Torshin VI. Human fundamentals of physiology. Vol. 2. 4th ed. Moscow: RUDN University; 2014. 364 p. (In Russ.).].
Судаков КВ. Нормальная физиология. Москва: Медицинское информационное агентство; 2006. 920 с. [Sudakov KV. Normal physiology. Moscow: Medicinskoe informacionnoe agentstvo; 2006. 920 p. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/QKONQP.
Вигдорчик ЯИ, Линденбратен АЛ. Теоретические основы системы мотивирования и стимулирования граждан к здоровьесохраняющему поведению. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2021;(2):44–49. [Vigdorchik YaI, Lindenbraten AL. Theoretical foundations of the system of motivation and stimulation of citizens to health-preserving behavior. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2021;(2):44–49. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/CKXVFI.
Цветков ВЖ, Цветкова ЕА. Психологические особенности формирования социальной культуры и профессиональных ценностей в молодежной среде. Наука и школа. 2013;(2):154–157. [Tsvetkov VZh, Tsvetkova EA. Psychological features of the formation of social culture and professional values among youth. Science and School. 2013;(2):154–157. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/QALKLV.
Строев НН, Лагун АВ, Строев АН. Проблемы исполнения должностных инструкций в системе таможенных органов. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019;(2):108–111. [Stroev NN, Lagun AV, Stroev AN. Problems of execution of job descriptions in the system of customs authorities. Scientific Letters of Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov. 2019;(2):108–111. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/ACGWZR.
Маньшин БГ. Биомеханические и кинематические характеристики рывка у тяжелоатлетов различной квалификации. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020;(2):239–244. [Manshin BG. Biomechanical and kinematic characteristics of a jerk in weightlifters of various qualifications. Scientific Notes of P. F. Lesgaft University. 2020;(2):239–244. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/YDPOJW.
Писаревская МА. Проявление психологических особенностей студентов первокурсников в период адаптации к образовательному процессу в вузе. Естественно-гуманитарные исследования. 2014;(2):84–89. [Pisarevskaya MA. The manifestation of the psychological characteristics of first-year students during the period of adaptation to the educational process at the university. Natural-Humanitarian Research. 2014;(2):84–89. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/SDJILF.
Гравицкая ЕГ. Характер нейропсихологических механизмов адаптации детей к школе. Проблемы современного педагогического образования. 2023;(78-3):226−229. [Gravitskaya EG. The nature of neuropsychological mechanisms of children’s adaptation to school. Problems of Modern Pedagogical Education. 2023;(78-3):226–229. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/MOQRUV.
Беляев ГЮ. Культурные формы воспитания — миф или реальность? Ценности и смыслы. 2021;(3):49–69. [Belyaev GY. Cultural forms of education — myth or reality? Values and Meanings. 2012;(3):49–69. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/PBTGHL.
Кузнецов ОЮ, Петрова ГС, Байбурина МВ. О содержании интеллектуального (образовательного) компонента физического воспитания студентов. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012;(3):389–396. [Kuznetsov OYu, Petrova GS, Bayburina MV. On the content of the intellectual (educational) component of physical education of students. Izvestiya Tula State University. Humanitarian Sciences. 2012;(3):389–396. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/PWIJKP.
Шатская ОВ. Анализ психологических механизмов восприятия и особенностей формирования индивидуальных представлений при когнитивно направленном обучении академическому вокалу. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011;(5):200–205. [Shatskaya OV. Analysis of the psychological mechanisms of perception and the peculiarities of the formation of individual ideas in cognitive-oriented academic vocal training. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2011;(5):200–205. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/OJTOLR.
Куприна ОА, Глушач НН. Особенности профессиональной деятельности, протекающей в экстремальных условиях. Вестник Университета. 2014;(9):190–192. [Kuprina OA, Glushach NN. Features of professional activity in extreme conditions. Vestnik Universiteta. 2014;(9):190–192. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/SXYBLR.
Сотченко ИК. Психоактивные вещества и проблема исследования изменений, происшедших в письме в результате их воздействия. Известия Тульского государственного университета: Экономические и юридические науки. 2011;(1-2):337–344. [Sotchenko IK. Psychoactive substances and the problem of studying the changes that have occurred in writing as a result of their effects. Izvestiya Tula State University. Economic and Legal Sciences. 2011;(1-2):337–344. (In Russ.)]. EDN: https://elibrary.ru/OWCCGX.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная
© 2025 Байц А. А., Богословская Л. В., Мироненко В. Д.